Конспект урока ФГОС второго поколения. Технология.
Технологическая карта урока
Предмет: Технология.
Класс:5
Учебник (УМК): Н.В. Синица, В.Д. Симоненко
Тема урока: «Ручные швы и строчки»
Тип урока: комбинированный
Оборудование: мультимедийное сопровождение, папка с файлами, картон, степлер, ручка, плакаты по теме, ткань, нитки, игла, наперсток, ножницы, карточки-задания.
Планируемые результаты
- Предметные — развитие познавательного интереса к предмету, формирование способностей к поисковой деятельности.
- Метапредметные (УУД): регулятивные — освоить теоретические знания техники ручного шитья, коммуникативные –планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия, познавательные — познакомить с видами ручных швов и строчек. Способствовать привитию интереса к урокам технологии.
- Личностные –воспитывать эстетические чувства, прививать интерес к труду
№ этапа урока |
Этап урока |
Цель |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формируемые УУД |
|
1. | Мотивация (самоопределение)
к учебной деятельности.
|
Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
1.Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо» )
2. Организовать деятельность по установки тематических рамок («могу» )
3. Создать условие для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность ( «хочу» ). |
Слайд 1.На слайде фотографии ручных стежков и строчек. Начинаем урок:
— Ребята, знаете ли вы без каких навыков невозможно шить и вышивать? -Какие виды ремёсел связанных с шитьем вы знаете?
Слайд 2.Разнообразие видов стежков и строчек. -Какие приемы шитья вам известны? (Изучались в начальной школе) -Как организовать рабочее место? — Какие инструменты могут понадобиться?
— Верно, давайте приступим к уроку получения новых знаний! |
Предполагаемые ответы: -без техники безопасности, -умение шить ручными стежками -лоскутное шитье, вышивка.
-вперед иголкой
Организация рабочего места. ТБ на рабочем месте Ткань лоскутки, мелок, игла, наперсток, ножницы
|
— Л. Самоопределение, самоорганизация,
— К. Планирование совместного сотрудничества со сверстниками и с учителем. -Р. Способность прогнозировать деятельность на уроке
|
|
2. | Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | Целеполагание и постановка задач. Систематизировать имеющиеся у учащихся знания.
Мотивировать к пробному учебному действию ( «надо», «могу», «хочу»). Организовать самостоятельное выполнение пробного задания. Выявить затруднения в организации работы. |
Слайд 3 «Организация рабочего места.
Слайд 4. «Инструменты и приспособления для шитья». Слайд 5 «Техника безопасности» Слайд 6-14 «Терминология выполнения ручных работ» «Техника выполнения ручных стежков и строчек» -Что будет дальше? -Для чего вы получите пробное действие? ПРОБНОЕ ДЕЙСТВИЕ Учитель раздаёт учащимся лоскутки, иголку нитки. Задание: Выполнение швов и строчек Через 10 минут: — У кого нет результата? — Кто смог выполнить задание? -Какими правилами вы пользовались? — Что делать? |
Повторяем то, что нам пригодится для открытия новых знаний.
Пробное действие. Чтобы понять, что я не знаю и самому найти способ решения…
ЗАТРУДНЕНИЕ!
ОСТАНОВИТЬСЯ И ПОДУМАТЬ! |
— К. учёт разных мнений, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
-Р. Выполнение пробного учебного действия, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии -П. анализ, синтез, обобщение, классификация, извлечение необходимой информации. |
|
3. | Выявление места и причины затруднения. | Постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её реализации.
· Организовать восстановление выполненных операций. · Организовать фиксацию места (шага, операции), где возникло затруднение. · Организовать соотнесение своих действий с используемым эталоном. · На этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднении — тех конкретных знаний и умений или способностей, которых недостаёт для решения исходной задачи. |
В каком месте испытали затруднение?
Почему? |
Я не могу закреплять нитку в начале шитья.
Я не знаю как выполнить шов «козлик» крестообразный. |
-П. анализ, синтез, обобщение, классификация, постановка и формулирование проблемы.
-К. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |
|
4. | Построение проекта выхода из затруднения. | Организовать построение проекта выхода из затруднения:
· Учащиеся ставят цель проекта · Учащиеся уточняют и согласовывают тему урока · Учащиеся определяют средства · Учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели. |
Какую цель поставите перед собой на уроке?
Как будем открывать новое знание?
Вспомним правила работы в группе?
Через … минут ответственный защитит перед классом работу в группе. |
Научиться выполнять ручные стежки и строчки
Будем выполнять практическую работу с основой на инструкционную карту. Работают все на общий результат, в группе должен быть ответственный, своё несогласие высказывай вежливо , если не понял переспроси. |
-Л. Самоопределение, смыслообразование.
-П. самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, выбор наиболее эффективных способов решения задач. -Р.планирование, прогнозирование. -К. учёт разных мнений, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учёт разных мнений. |
|
5. | Реализация построенного проекта. | Построение и фиксация нового знания:
· Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом · Организовать фиксацию нового способа действия речи. · Организовать фиксацию нового способа действия в знаках (с помощью эталона) · Организовать фиксацию преодоления затруднения · Организовать уточнение общего характера нового знания (возможность применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа)
|
Образцы ручных стежков и строчек, карточки-задания.
Трое представителей групп комментируют работу группы.
Эталон. Давайте обобщим сделанные выводы. Назовём основные виды ручных стежков и строчек и терминологию ручных работ Сравните свои выводы с эталоном.
|
Учащиеся работают по карточкам, после каждого выполненного действия делают вывод, заполняют таблицу. | -Л. Смыслообразование,
-П. анализ, синтез, обобщение, классификация, выдвижение гипотез, и их обоснование, построение логической цепи рассуждений, доказательство, -Р. Познавательная инициатива. -К.формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учёт разных мнений, координирование разных позиций, достижение договорённостей и согласование общего решения. |
|
6. | Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Применение нового знания в типовых заданиях
· Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи. · Фронтально · В парах или группах.
|
Давайте вернёмся к пробному действию и узнаем виды стежков и строчек Работа в парах с опорой на эталон.
Слайд 15 игра «Прочтите названия инструментов» |
Выполняют практическую работу с основой на эталон и проговаривают каждый шаг во внешней речи.
Закрепление . Название инструментов . |
-П. анализ, синтез, обобщение, классификация
-К.учёт разных мнений, координирование разных позиций, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, достижение договорённости и согласование общего решения, управление поведения партнёра, осознание ответственности за общее дело. |
|
7. | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях.
· Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия. · Организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки( в случае, когда учащиеся начинают осваивать процедуру грамотного самоконтроля возможно соотнесение работы с подробным образцом). · Организовать вербальное сопоставление работы с эталоном для самопроверки · По результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия. |
Самостоятельная работа «Выполнение ручных стежков и строчек»
Проверка учителем. |
-П. анализ, синтез, обобщение, классификация,выполнение действий по алгоритму,доказательство
-Р. Контроль,оценка,волевая саморегуляция в ситуации затруднения. -К. выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, исполь-зование критериев для обоснования своего суждения.
|
||
8. | Включение в систему знаний и повторение. | Включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.
· Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия, · Организовать повторение ученого содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. |
Для чего нам нужно знать терминологию выполнения ручных работ?
Правила по технике безопасности при работе? Если неверно … |
Выполнение практической работы.
Ручные стежки и строчки по эталону, составленному образцу. |
-Л. Нравтственно -этическое оценивание усваиваемого содержания.
-П. анализ, синтез, обобщение, аналогия, классификация, выполнение действий по алгоритму. |
|
9. | Рефлексия учебной деятельности. | Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания
· Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке. · Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований известных учащимся. · Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке. · Организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности. · Организовать обсуждение и запись домашнего задания. |
Подведём итог урока. Какое новое знание вы сегодня открыли?
Когда это знание будет вам необходимо? Как вы открыли новое знание? Оцените свою работу на уроке. Рассмотрите дома любимые вещи, потренируйтесь |
Мы познакомились с разнообразием ремесел, научились выполнять ручные стежки и строчки.
Познакомились где применяются те или иные виды строчек и стежков. Какие предметы быта могут быть созданы в технике декоративных швов я узнаю сам и выберу изделие для выполнения практической работы
|
-П. рефлексия способов и условий действия,контроль и оценка процесса и результатов деятельности,
-Л. Самооценка на основе критерия успешности,адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности ; -К.планирование учебного сотрудничества, следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. |
|